ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РФ
16. августа 2014 | Категория: Обращения в ФАРВ настоящее время на утверждение Председателя Банка России внесен проект указаний об увеличении страхового тарифа по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который не имеет надлежащего финансово-экономического обоснования. Предполагаемое увеличение базового тарифа ОСАГО на 30% является уступкой необоснованным требованиям страховых компаний, не учитывает требования закона и нарушает права и законные интересы более 40 миллионов страхователей – граждан России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» доля страховой премии, предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии. Согласно статистическим данным Банка России (форма 1С-1), в 2013 году страховыми компаниями получено 134,2 млрд. руб. страховой премии, на страховые выплаты направлено 77,4 млрд. руб., что составляет только 57,6% страховой премии.
В целом за период с 2004 года по 2013 год по официальным статистическим данным страховые компании направили на страховые выплаты только 55% страховой премии, при этом сумма неосновательного обогащения страховщиков за этот период составила 212,8 млрд. руб.
Страховые премии и выплаты по ОСАГО, млрд. руб. | |||||
Официальные статистические данные по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. РФ в целом | |||||
Российская Федерация | 2004 — 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ИТОГО |
Страховые премии по ОСАГО | 489,7 | 103,3 | 121,4 | 134,2 | 848,6 |
Страховые выплаты по ОСАГО | 268,6 | 56,2 | 64,1 | 77,4 | 466,3 |
Выплаты к премии, % | 54,9% | 54,4% | 52,8% | 57,6% | 55,0% |
80% премии минус выплаты | 123,10 | 26,44 | 33,02 | 30,02 | 212,6 |
Источник: официальные данные ФССН (до 2010 г.), ФСФР и Банка России (форма 1С-1) |
Согласно данным Банка России, средняя страховая выплата в 2013 году составила 27,7 тыс. руб., что вчетверо меньше страховой суммы 120 тыс. руб. Таким образом, увеличение страховой суммы до 400 тыс. руб. не приведет к существенному увеличению общего объема страховых выплат и изменению указанного выше соотношения.
В подобных обстоятельствах действующий страховой тариф ОСАГО является достаточным, его увеличение не имеет оснований, а неосновательное обогащение страховщиков и вывод из экономического оборота значительной части поступающих в их распоряжение средств наносит ущерб российской экономике. При этом необоснованное перераспределение доходов граждан в пользу страховых компаний ведет к сокращению потребления и поступлений через потребительский рынок в производственный и сельскохозяйственный сектора экономики.
Необоснованное увеличение страхового тарифа является негодным решением проблем, имеющих место в страховом сообществе, за счет страхователей, при этом дополнительное изъятие личных доходов граждан в пользу страховых компаний на фоне предстоящего российской экономике сложного периода неизбежно приведет к росту социальной напряженности, недовольства социально-экономической политикой органов власти.
Основным аргументом страховщиков в отношении увеличения страхового тарифа является шантаж с угрозой «уйти» с рынка ОСАГО, которая не имеет под собой экономических и юридических оснований. Согласно данным Банка России (форма 1С-1), поступления по ОСАГО являются вторым по значению источником средств страховых компаний, уступая только добровольному страхованию наземного транспорта (КАСКО).
При этом в 2013 году сумма собранной страховщиками страховой премии по КАСКО составила 212,3 млрд. руб., суммарные страховые выплаты составили 155,8 млрд. руб., что соответствует доле 73,4%. Указанное рыночное соотношение страховых выплат и поступлений не вызывает угроз страховщиков «уйти» с рынка КАСКО, в то время как существенно меньшая доля страховых выплат по договорам ОСАГО приводит к требованиям лоббистов страховых компаний об увеличении страхового тарифа и дополнительном принудительном изъятии средств страхователей в пользу страховщиков.
Применимыми нормами указанного выше Федерального закона и Закона о защите прав потребителей не предусмотрено право страховщика отказаться от заключения договора ОСАГО, за такой отказ наступает внесудебная и судебная ответственность страховщика, Банк России также вправе отозвать лицензию нарушителя. Таким образом, юридические основания для «ухода» страховых компаний с рынка ОСАГО также отсутствуют.
Полагаем, что в подобных обстоятельствах Президент Российской Федерации, Правительство и Банк России не должны уступать шантажу страховых компаний, создавая опасный прецедент слабости власти и пренебрежения к нормам закона.
В отношении регулирования тарифа ОСАГО предлагаем применять такой же подход, какой применяется к тарифам естественных монополий, которые повышаются с учетом достигнутой инфляции за предшествующий год. Предлагаем принимать к рассмотрению и повышать страховой тариф ОСАГО только в случае превышения доли страховых выплат 74% от страховой премии в предшествующем отчетном периоде (квартал, полугодие, год).
Также необходимо отметить, что внесенный на утверждение Банка России документ «Страховые тарифы …» дублирует (повторяет) аналогичный документ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. При этом к внесенному на утверждение документу не приложено обоснование базовых тарифов, региональных коэффициентов (пункты 1 и 2 раздела первого), несмотря на наличие необходимых статистических данных Банка России. Также отсутствует обоснование влияния на степень страхового риска других коэффициентов страховых тарифов, не устранены ряд других недостатков и методических ошибок указанного документа.
Полагаем утверждение «Страховых тарифов …» Банком Росси в спешке нецелесообразным. С учетом изложенных обстоятельств предлагаем:
до 01.04.2015 не отменять Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739, которым утверждены действующие «Страховые тарифы …», и до 01.04.2015 не утверждать аналогичный документ указаниями Банка России;
до 01.04.2015 рассмотреть и принять решение об установлении справедливого страхового тарифа ОСАГО на основании результатов работы страховых компаний в новых условиях с учетом динамики соотношения страховых выплат и страховой премии в четвертом квартале 2014 года и по году в целом.
Поскольку страховые тарифы ОСАГО затрагивают интересы более 40 миллионов страхователей, а с учетом членов семей – более 100 миллионов граждан России, предлагаем Президенту Российской Федерации взять этот вопрос под личный контроль. Также обращаем внимание, что полномочий Банка России недостаточно для разрешения всех проблем, связанных с обязательным страхованием.
Предлагаем создать рабочую группу при Президенте РФ для защиты интересов страхователей – автовладельцев с участием представителей Администрации Президента, Правительства и Банка России, экспертов, представителей страхового сообщества и потребителей страховых услуг, других заинтересованных лиц. Предметом рассмотрения рабочей группы могут стать вопросы достаточности активов и резервов страховщиков, их соответствия объему средств, поступивших в распоряжение страховщиков, защита прав потребителей, не входящих в компетенцию Банка России, недобросовестные действия отдельных страховщиков, предотвращение образования на страховом рынке финансовых «пирамид» и «пузырей», когда обязательства страховщиков выполняются только за счет новых поступлений, что требует постоянного увеличения тарифов.
В рамках рабочей группы могут быть устранены недостатки указанных выше «Страховых тарифов …», проведено обоснование коэффициентов и базового тарифа, результаты обоснования обнародованы (опубликованы), при этом гражданам РФ разъяснена необходимость увеличения страхового тарифа или изменения его структуры, если такая необходимость действительно имеется. Федерация автовладельцев России готова предоставить заинтересованным лицам повестку и план работы такой рабочей группы, а также предложения по устранению недостатков и обоснованию «Страховых тарифов …».
С уважением,
Руководитель
Федерации автовладельцев России Канаев С.В.