Ивановское отделение

Федерация Автовладельцев России

О бедном курсанте замолвите слово

10. июля 2014 | Категория: Новости

В Федерацию  Автовладельцев обратился водитель, чей сын в очередной раз не сдал практический экзамен. Вернее не был на него допущен. В данной ситуации ФАР выполняла функции ОЗПА (общества защиты прав автовладельцев), но его представительства в Иваново пока нет.

Мы не будем давать оценку уровню подготовки курсантов  автошкол,  и перечислять причины, приводящие к не сдаче квалификационного экзамена. Речь не об этом.

Вопрос об  организации процесса.

Итак,  курсант,  проваливший свой первый практический экзамен остается, по сути, с волчьим билетом. Автошколы ежемесячно набирают новых абитуриентов и так же регулярно, раз в месяц,  выпускают 20-30 кадетов на экзамен. Кандидат в водители, не сдавший со своей группой, оказывается в конце очереди, и становится 21-ым (22-ым, или даже 28-ым). Как показывает статистика по нашему региону, экзамен сдаёт 20% от группы. Таким образом на следующий экзамен приходит минимум 15 человек, сверх набранной группы. Но для того, чтобы быть допущенным к повторному экзамену,  курсанту вынужден, как минимум, взять два  урока по вождению, а так же оплатить аренду автомобиля, на котором сдаёт экзамен.

И так может продолжаться до тех пор, пока не закончится срок действия теоретического экзамена. Фактически, согласно правил сдачи квалификационного экзамена, курсант может быть допущен к экзамену через неделю.

Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем — практический.
Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего.

Но на практике, такой частый интервал невозможен. В лучшем случае повторный экзамен может быть назначен через месяц. В худшем, через более длительный срок.  Согласно действующих правил положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение трёх месяцев. Через три месяца всё начинается по новой. Заново платятся пошлины, сдаётся теоретический экзамен и следом вновь нужно оплачивать доп.занятия и аренду автомобиля.

Причём в правительстве есть проект новых правил сдачи квалификационного экзамена, который хотели подписать аж в ноябре 2014 года. В новой редакции положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене действует год. Но проект так и не был ратифицирован. Видимо, положение вещей, в которой курсант автошколы тратит свои средства, всех устраивает.

Но вернёмся к описанию обращения. В нашем случае курсант не то, чтобы не сдал экзамен, а вообще не был к нему допущен. При этом отказ был необоснованным.

Как же такое получилось?

Где-то в недрах российского медицинского законодательства есть Нормативно-Правовой-Акт (НПА) регламентирующий срок  действия водительской  медицинской справки – которую курсант вместе с фотографиями и квитками об уплате госпошлины предоставляет в автошколу для ревизии перед экзаменами.

Согласно этому НПА

приказу Минздравсоцразвития РФ №302н периодичность прохождения медосмотров для водителей наземных транспортных средств составляет 1 раз в 2 года. Соответственно, срок действия справки не может превышать 2 года.
Раньше (до 31.12.2011) было 3 года (приказ МЗСР РФ №555)

Так же в этом документе есть пункт, гласящий:

Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.

Таким образом, если планета Земля совершила полный оборот вокруг Солнца, и 19 летний курсант придет на повторный экзамен через год (не обязательно что он 11 раз неудачно сдавал), он не будет допущен к сдаче  экзамена, не смотря на то, что срок действия справки составляет два года (или даже три, как написано в некоторых). Автошкола  может упустить этот факт из виду. Так же хочется отметить коллизию, что данный пункт относится именно к работникам. Является ли автолюбитель работником, это вопрос.

Инспектор, принимающий экзамен,  вряд ли сможет разъяснить расстроенному курсанту хоть что-то, по данному поводу. (Защитный механизм временно отключит слух). Но по закону, отказе к допуску курсанта к экзамену должен быть выполнен в письменной форме.

Об отказе в допуске к экзаменам Государственная инспекция обязана сообщить кандидату в водители в письменной форме с указанием причин отказа.

Причины отказа, а также результаты экзаменов могут быть обжалованы кандидатом в водители в административном или судебном порядке.

Так было еще 2 дня назад.

Вчера в МРЭО ГИБДД Ивановской области было принято решение о направлении запроса, призванного разъяснить этот вопрос. И пока разъяснение не получено, все справки будут приниматься как действующие 2 года со дня выдачи, даже для лиц моложе 21 года.

Получившие отказ от допуска к экзамену по практическому вождению на основании справки могут явиться на экзамен повторно, предварительно урегулировав товарно-денежные отношения (аренда автомобиля для экзамена) со своей автошколой, не переделывая справку.

Тем не менее, ФАР  будет пристально следить именно за тем, как завершится урегулирование взаимоотношений  курсанта и автошколы, предоставившей ТС для проведения экзамена, но коим  курсант не смог воспользоваться в виду юридической казуистики и невнимания автошколы к предоставляемым документам.

Особую благодарность за помощь в подготовке материала выражаем руководителю экзаменационного отдела МРЭО УГИЬБДД А.А. Корнилову

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий