Проверка бензина
9. июня 2011 | Категория: МероприятияК Ивановскому представительству Федерации неоднократно обращались водители с просьбой проверить качество бензина, продаваемого в городе Иваново. К этому мероприятию мы готовились: собирали информацию о доступных методах проверки качества топлива, искали инвентарь, планировали. Результатом стал пробный рейд по заправкам, проведенный активистами ФАР при поддержке автоклуба «Самурай» 9 июня 2011 года.В ходе рейда были проведены контрольные закупки на 5 АЗС: Газпромнефть на улице Лежневская напротив Тополя, Лукойл на Большой Воробьевской, Маннол на Шевченко, Noname за старым драмтеатром на проспекте Фридриха Энгельса и Нефтебаза на улице Носова.
На всех заправках мы просили паспорта качества на бензин. Нам указывали на стенд с документами, однако сроки действия вывешенных там сертификатов не очень радовали. Был даже сертификат со сроком действия, заканчивавшимся сентябрем 2009. Позже мы попросим соответствующие органы провести проверки АЗС по поводу правомочности предоставления «просроченных» документов потребителям. А пока данные этих сертификатов даже не стоит рассматривать.
Для проверки топлива мы воспользовались «кустарными» методами диагностики, не обладающими лабораторной точностью, но позволяющим определить явные отклонения от нормы. Бензин для опытов приобретался группами активистов в чистую металлическую канистру. На заправке так же фиксировались паспорт приобретаемого товара и чек с суммой покупки, дабы можно было проверить недостачу и недолив.
Сразу стоит отметить, что на приобретенных 10 литрах недостачи выявить не удалось – на всех заправках с нами рассчитались вплоть до копейки. С недоливом дело сложнее .. вычеркнув полностью погрешность из-за температуры (в нашем случае из-за разницы в один градус она составила бы всего 1 мл) нам так же пришлось констатировать что без специального мерного сосуда с узким горлышком наш эксперимент чистым не назовешь. Разливая по мерным емкостям бензин мы считали количество бензина в последней емкости.
Одна из наиболее часто встречающихся претензий автовладельцев – нам продают разбавленный бензин. В Среде водителей существует мнение, что бензин разбавляют водой или другими инородными жидкостями (вспомним Алибабаевича из «Джентельменов удачи») Но прежде расскажем немного о возможных причинах появления воды в бензине. Бензин легче воды и, находясь в цистерне на заправке, вода может опускаться ниже уровня забора из емкости (другой вопрос, почему вода там вообще оказывается). Когда воды станет слишком много — вода пойдет через топливозаправочный кран в бак. Вероятность попасть на такой бензин с водой не высока, но она есть. Также можно нарваться на разбавленный бензин после того, как бензовоз переливал бензин в танк и поднял скопившуюся там воду со дна – чтобы такого не произошло заправщики обязаны устраивать некий карантин после приемки бензина — час или более. Хотя наверно бывают и ЧП, когда емкость прогнивает и в топливо попадают грунтовые воды.
Для определения наличия воды в бензине мы воспользовались марганцовкой. В бензине она совершенно не растворяется, но при наличии даже небольшого количества воды (менее 1 %) в нем появляются разводы (мы и это проверили, добавив в бензин чуть-чуть воды). Стоит заметить, что данный тесть успешно прошли все образцы бензина, кусочки марганцовки мирно лежали на дне, никак не окрашивая бензин.
Вывод: со времен Алибабаевича бензин ослиной мочой перестали разбавлять.
Следующим пунктом нашей импровизированной лаборатории стали нагар и копоть. Каждый автовладелец знаком с нагаром на свечах и уверен в том, что это остатки от присадок повышающих октановое число бензина. Мы решили выяснить какое количество несгораемых (или трудносгораемых) примесей содержится в бензине. Для этого теста мы брали стекло размером 15*15 см и выливали на него 1мл бензина (каждый раз для чистоты эксперимента используя новый шприц). Получившуюся бензиновую лужицу мы поджигали и наблюдали за процессом горения, изучали получившуюся при сгорании картину. По идее теста в процессе сгорания бензина должно образоваться кольцо, которое позволяет судить о наличии и количестве смол и иных продуктов, не являющихся бензином. Измерив ширину этого кольца можно судить о качестве бензина – чем оно уже, тем топливо лучше. В данном тесте безоговорочно победил 80-й бензин. Кольца от смол практически не было. Хуже всего себя показал 92 бензин с заправки Mannol на ул. Шевченко– он горел черным дымом и кольцо смол приближалось к 3 см (кстати сказать, до этого в канистре тоже был 92 бензин и тоже с Mannol, но возле деревни Малинки). Чуть лучше себя показал 95 бензин Газпромнефти у Тополя, но после сгорания на стекле были видны маленькие черные точки, похожие на копоть, дым также был более темным, чем у остального бензина.
Вывод: Самый чистый — 80й бензин. Самый плохой из проверенных 92 с Mannol. 95 был одного производителя, поэтому сравнить его было не с чем. Но он хуже остальных проб 92-го. В следующий раз обязательно возьмем несколько проб 95, чтобы понять, 95 весь хуже, чем 92, или только эта проба.
Встречается также предположения, что нам в бак льют 80-й бензин вместо 92-го. Октановое число кустарными методами определить невозможно, но есть зависимость плотности бензина от его марки. В частности, нормальная плотность плотности 80-го бензина — 725 кг/м3, а 92-го около 750 кг/м3. Отличить 95 бензин от 92 по плотности не представляется возможным, т. к. их плотность одинакова. Измерения проводились при температуре бензина 15-16 градусов. Поправочные коэффициенты мы применять не стали, т. к. существенного влияния на экспериментальные данные при таких объемах они не оказывают.
Вывод: 92 и 80 бензины соответствуют заявленным маркам. Во время замеров мы брали 3 величины: объем, плотность, масса. Из школьного курса физики мы знаем, что любое из этих значений можно получить из остальных двух. Но мы хотели исключить возможность ошибки и решили измерять все. В итоге данные по недоливу на двух заправках не сошлись. Поэтому выводы о недоливе на Mannol и Газпромнефть с 80-м бензином мы публиковать не стали. При этом стоит заметить, что 95-го Газпромнефть налил по-честному 10 литров. По расчетам оставшиеся заправки недолили 1-1,5% объема. Только повторные проверки одной и той же заправки позволят сделать выводы о намеренном недоливе либо «выжатом» шланге пистолета тем, кто заправлялся до нас.
В следующий раз (примерно через 3 недели) «отличившиеся» Mannol и 95 на Газпромнефти мы проверим повторно. Хочется верить, что это стечение обстоятельств, а не стабильно плохое качество топлива.
Поскольку теперь система откатана — за один раз мы сможем охватить большее количество заправок и марок. Приглашаем добровольцев для участия в следующих контрольных закупках.