О суррогатном бензине
9. сентября 2014 | Категория: НовостиОткрытое обращение ФАР к руководителям Минпромторга, Минэнерго, Роспотребнадзора
Министру промышленности и торговли РФ
Мантурову Д.В.
Министру энергетики РФ
Новаку А.В.
Руководителю Роспотребнадзора —
Главному государственному санитарному врачу РФ
Поповой А.Ю.
Мониторинг качества бензина на автозаправочных станциях, которые Федерация автовладельцев России (ФАР) ведет с марта с.г., показывает, что ситуация с качеством горючего в розничной продаже обстоит значительно хуже, чем по официальным данным, согласно которым контрафактное топливо занимает от 3% до 10% рынка.
ФАР провела серии рейдов по автозаправкам в Москве, Санкт-Петербурге, на трассе Москва–Санкт-Петербург (Ленинградская, Новгородская, Тверская, Московская области), в Челябинской и Ивановской областях. Контрольные проверки около 400 АЗС, на которых проведено до 800 тестов бензина марок АИ 92 и АИ 95, показали, что содержание топливных присадок, применение которых ограниченно Техническим регламентом Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину…» (ТР ТС 013/2011 ), превышает установленные нормы на 25% — 48% (в нескольких разных рейдах) бензоколонках, установленных на 70% АЗС. (Проверки ведем с помощью экспресс-тестов, разработанных Институтом нефти и газа им. Губкина). Это позволяет утверждать, что ситуация с контрафактным топливом на рынке автобензина в 2014 г. ухудшилась в разы.
Больше того, по прогнозам некоторых экспертов, объем суррогатного бензина по итогам этого года останется на уровне прошлогоднего. Последствия известны: крайне вредное воздействие отработавших газов на здоровье людей, экологическую ситуацию, а также ускоренное разрушение суррогатным бензином топливной системы и, самое затратное для автовладельцев, — двигателей автомобилей.
Мотивы недобросовестных поставщиков некачественного горючего также известны: использованием недорогих и вредных компонентов в сочетании с низкооктановым (прямогонным) бензином поднять октановое число топлива и продать его дороже. С этой целью на нефтебазах бесконтрольно добавляют бензол, толуол, монометиланилин (ММА) и другие того же рода вещества.
Например, по сообщению директора компании «Промникель» Михаила Гайворонскогоо влиянии примесей в ММА на смолообразование в автомобильных бензинах при их хранении, «по итогам исследования, продукт, который содержал ММА с массовой долей анилина 0,4% вместо допустимых 0,2% и долей диметиланилина свыше 0,5% показал активный подъем смолы». Этот вывод сопряжен, в том числе, с тем, что «бодяжники», чтобы повысить октановое число горючего, добавляют присадки в количествах больших, чем предусмотрено регламентом. Что подтверждает расчет 2013 г. Установлено, что на потребительский рынок было поставлено ок. 800 тыс. тонн компонентов, используемых для суррогатного бензина либо для разбавления ГОСТовского, что увеличивает объем некондиционного топлива. Доля ММА в нем — примерно 21,6 тыс. тонн, что составляет 2,7% от объема топлива, тогда как действующий Техрегламент допускает концентрацию не более 1% объема.Из чего напрашивается вывод, что любые меры, кроме полного запрета ММА и выше указанных присадок, не решат проблему вала бензинового контрафакта.
Пользуясь тем, что автомобилисты не в состоянии проверить экологические и другие параметры бензина, представители «серого» рынка фальсификатов практически без затрат создают конкуренцию добросовестным производителям: ведущие ВИНКи (Газпром, Лукойл, Газпромнефть, Башнефть) уже фактически отказались от применения ММА или свели их применение к минимуму. На начало 2014 года из 25 крупных НПЗ, производящих высокооктановые бензины, только на пяти использовали ММА, программа модернизации продолжается.Эти заводы затратили миллиарды рублей на модернизацию технологического оборудования ради получения топлива, соответствующего современным эконормам.
Тем не менее, представители ряда компаний нефтеперерабатывающего комплекса активно высказываются за то, чтобы добиться продления разрешения на использование ММА — пересмотреть постановление Правительства № 748 от 7.09.2011.: «выпуск в оборот автомобильного бензина и дизельного топлива класса 4 допускается до 31 декабря 2015 г., для класса 5 срок не ограничен, при этом «объемная доля монометиланилина» может составлять не более 1%». При этом не сняты проблемы экологической опасности и вредного воздействия на человеческий организм, которые были причиной вынесения правительственного запрета на использование ММА. При длительном воздействии (а водители подвержены как раз длительному воздействию) потребитель получает тяжёлое отравление крови, нарушение нервной системы, расстройство половой функции.
Дошло до фальсификаций. В документах на представление к отмене запрета вещество отнесено к 3 классу опасности, тогда какпо показателям токсичности монометиланилин относится к разряду более опасных веществ — ко 2 классу.
Считаем, что порядок, установленный Правительством об ограничении использования ММА, нужно не отменять, а ужесточать. Продление разрешения на ММА — дополнительная лазейка для фальсифицированного топлива, что создает условия для узаконенного нанесения существенного вреда имуществу граждан и не меньший — экономике страны: это приведет к серьёзным потерям российского бюджета различных уровней вследствие неуплаты акцизов.
Предлагаем предпринять исчерпывающие законодательные и организационные меры к защите более 50 млн. автомобилистов страны от включения вредных веществ в состав автомобильного горючего, в том числе:
— ограничить нормативами оборот ряда компонентов товарного бензина, в первую очередь – бензола, толуола и ММА, которые чаще всего используются в производстве суррогатного автотоплива;
— всвязи лавинообразным обострением ситуации с качеством бензина на АЗС, на которое указывают данные мониторинга ФАР, активизировать выявление производств контрафактного горючего силами контролирующих подразделений профильных ведомств с привлечением силовых структур;
Со своей стороны, готовы на условиях государственно-общественного контроля оказать содействие в подавлении контрафакта, применения опасных веществ в его производстве.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев